
Я - волшебный боб Джека
Долго я откладывала запил поста об Эндерале, но время пришло.
ЕСЛИ КТО-ТО ОКАЗАЛСЯ ЗДЕСЬ И УВИДЕЛ ЭТОТ ПОСТ И ВООБЩЕ НЕ ПОНЯЛ ШТО ТУТ ПРОИСХОДИТ ПРОСТО ИДИ ПО ССЫЛКЕ И КАЧАЙ ЭНДЕРАЛ: enderal.com/?lang=ru
СРАЗУ ЗНАЧИЦЦА К ДЕЛУ. Эндерал - это лучшее, что случалось со мной после Возьмака, А МОЯ ЛЮБОВЬ К ВОЗЬМАКУ НЕОБЪЯТНА И НЕОПИСУЕМА ТАК ШТО СУТЬ В ПРИНЦИПЕ ЯСНА И ОБЪЯСНЯТЬ НИЧЕГО НЕ НАДО.
но я все-таки объясню
Короткая справка: Эндерал - с технической стороны мод для Скайрима, который качается БЕСПЛАТНО и ставится на скайримчик, как, собственна, мод. На этом вся принадлежность к Скайриму заканчивается, поскольку вселенная, лор и все такое оригинальное, свежее и сочное. То есть, за рептилоида или котэ не поиграешь, Девятерых нет, даэдра тоже нет, привычных фракций-конфликтов нет, даже Нирна, даже М'Айка Лжеца нет! ЗАТО стража по-прежнему открывает охоту на гг за случайное прикосновение к луковице, валяющейся у кого-то на столе, по-прежнему можно надевать неписям на головы горшки, кастовать заклинания с двух рук,а также перекатываться и целиться из-за плеча кхкхкхк вот ета я смешная вот ето я блеснула знанием мемчиков мама сматри я геймер мам ну ты не смотришь(9(9
А еще, как приятные улучшения скайримовских фич, меня порадовали новые разновидности бронек (в том числе куски, а то и сеты взятые из того же Ведьмина), всякие разные статуи, новые анимации ( А ИМЕННО ТАНЦУЮЩИЕ НПС В ТАВЕРНАХ, красивый графений, по-настоящему интересные спутники (ОБА ПОТРЯСАЮЩИЕ И ПРИ ЭТОМ РОМАНСБЛ МЕЖДУ ПРОЧИМ) и шикарные бардовские песни
А ТЕПЕРЬ СЕРЬЕЗНО ОБСТОЯТЕЛЬНО ПРО ТО ПОЧЕМУ Я ТАК ЛЮБЛЮ ЭНДЕРАЛ
Восхитительный сюжет
который очень красиво и правильно подан, напряженность и заинтересованность-заинтригованность нарастает с каждым квестом. И вот ты только заглядывал в каждую дырку, чтобы почикать ватиров или половить светлячков, наивно думая, что сначала изучишь мир, пройдешь все сайдики и параллельно не спеша будешь идти по сюжетке, КАК ВДРУГ ИГРА ХВАТАЕТ ТЕБЯ ЗА ГОРЛО И ВОЛОЧИТ ПО СЮЖЕТУ А ТЫ УСПЕВАЕШЬ ТОЛЬКО УВОРАЧИВАТЬСЯ ОТ ХУКОВ-АППЕРКОТОВ И СТАРАЕШЬСЯ НЕ РАЗБИТЬ КОПЧИК НА УХАБАХ ПОТОМУ ЧТО СЮЖЕТ ПОТ РЯ СА Ю ЩИЙ.
Риалли, все эти НЕОЖИДАННЫЕ ПОВОРОТЫ, внезапные откровения, предательства предательства ПРЕДАТЕЛЬСТВА делали мне одновременно очень больно, потому что ах ты пидор я же тебя любила(9, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ БЕЗУМНО ХОРОШО ПОТОМУ ЧТО ЭТО ЭМОЦИИ.
За развязку мейнквеста и концовки я покричу в конце поста, чтоб было логичней
ПЕРСОНАЖИ
Ребята из SureAi не идеализировали их, не поленились прописать им истории и сформировавшиеся в соответствии/вопреки их прошлому характерами. Они такие настоящие и классные, что слушая их, я ловила кайф. Они такие человечные: с недостатками, ошибками, травмами, страхами, и это так прекрасно, господь бог.
Тут я покричу про каждого из моих котиков ПАТАМУ ШТО АЙ ХЭВ ТУ.
Начну с Калии. Не знаю, требуется ли упоминать об этом, НО Я НЕ СЛИШКОМ ЛЮБЛЮ БАБ. И один тот факт, что я так прониклась женским персонажем в игре уже о чем-то да говорит. Когда я встретила Калию, я просто подумала, нуок, она сильная и добрая, типичная девушка-спутница, скучненько, окей. Еще она напомнила мне ту чику из ДАО:Пробуждение, которая присоединяется к гг сначала, но умирает на Посвящении и я нимношка ожидала, что она тож умрет, кек. НО ПОТОМ ты слышишь, как стойко и беззлобно она реагирует на гадости того пидарка-мага (правда, слушая его речи даже мне, человеку не любящему баб и еще не полюбившему калию хотелось подвесить его за яйца), а потом она встречает тебя после того трипа, и это был такой ламповый момент с ней, ЧТО Я НАЧАЛА ПРОНИКАТЬСЯ ЭТОЙ ДЕВОЙ ПОСЛЕ ПЕРВОГО С НЕЙ КВЕСТА ГДЕ ЭТО ВИДАНО. А дальше...
В квесте с черным камнем, на моменте, где нас с ней ВНИЗАПНА разделяет решетка и появляются те уёбки со своими нескрываемыми намерениями изнасиловать сначала калию, а потом заняться гг, и Калия приказывает гг уходить, И НАЧИНАЕТ ИГРАТЬ ЭТА БАТЛ МУЗЫКА, а за стеной ты слышишь крики Калии, НАЧИНАЕТ ТИКАТЬ ТАЙМЕР, А ТУТ ЕБАНЫЕ ПАУКИ, А ТЫ ПЫТАЕШЬСЯ ПРОБИТЬСЯ К НЕЙ ЛЮБОЙ СУКА ЦЕНОЙ И УПАРЫВАЕШЬСЯ ЗЕЛЬЯМИ ЛИХОРАДКА 78 И ЭТА МУЗЫКА И СМЕШКИ ТЕХ УЕБКОВ И КРИКИ КАЛИИ И ТЫ БЕЖИШЬ БЛЯДЬ РУКИ ПОТНЫЕ ВРЕМЯ ИДЕТ ТЫ БЕЖИШЬ И ПРОВАЛИВАЕШЬСЯ СУКА В ПОЛ ИИИИ... И беспомощно стоишь и видишь, как истекает время, и понимаешь, что опоздал, что подвел, что проебался и нихера не смог сделать, и лишь слушаешь, что происходит за стенкой ( эта тема беспомощности красной нитью шла по всему сюжету, и она меня безумно торкнула, и о ней я тоже погорю позже). И вот, ты наконец можешь попасть к калии, и находишь ее среди луж крови, костей и всего этого ужаса, и о боже мой, можешь отнести ее к костру и уложить в спальник. И этот момент - когда ты смотришь на свернувшуюся калачиком Калию, лежащую на теплых шкурах, у костерка в этом тихом уголочке, который ты со своим гг для нее смастерил - бляя, у меня щас комок у горлу подступает и глаза щипит. В этом моменте я влюбилась в Калию. И еще сильнее - в Эндерал. Ну а разговор с умирающей Калией в самом конце игры сломал меня. Когда после него жмешь на нее и получаешь в ответ "Калия не реагирует" - было одной из самых болезненных для меня вещей в Эндерале.
А еще, что меня сначала чутка огорчило, НО ПОТОМ Я ПОДУМАЛА и решила для себя, что это не упущение разрабов, а часть характера Калии - момент с тем, как она реагирует на некоторые фразы гг. Рассказываю. Я выбирала реплики, которыми можно подбодрить, поддержать Калию, говорила что-то типа "я уважаю тебя за то-то, я восхищаюсь такими-то твоими качествами, эй, не грусти, я тебя понимаю, ты не одна, у тебя есть я" и все в этом духе. И может, со мной што-то не так, но совсем не вижу в этих фразах никаких намеков на флирт и тд, НО В ОДИН ПРЕКРАСНЫЙ МОМЕНТ после очередной моей вот такой вот дружеской фразы Калия спрашивает у меня, зачем я говорю ей все эти хорошие-добрые вещи, говоря о том, что она не готова к отношениям. И я такая сижу с еблом кирпичом и не понимаю, что я сделала не так, кек. То есть Калия какие-то совершенно безобидные, совсем без сексуального подтекста реплики воспринимает, как заинтересованность гг в романтических отношениях. И СНАЧАЛА НЕ СКРОЮ Я ПОДУМАЛА ЧТО ЭТО ПРОСТО НЕДОРАБОТКА. Но потом я нахэдканонила себе, что Калия просто никогда не видела к себе хорошего отношения, бескорыстного добра и открытости, и, впервые в сознательном возрасте почувствовав себя объектом этой доброты, дружелюбия и заботы, не знает, как это интерпретировать, и не знает, как себя вести и, побоявшись, что гг вдруг в нее влюбится, сразу же пытается обозначить границы. Короче, Калия прекрасна, люблю ее.
Фаерспарк. Ааа, какой же он охуенный. Ворчливый, саркастичный, едкий пердун, при этом не заносчивый высокомерный гандон, а вполне адекватный окейный дядька с очень понятными и близкими мне взглядами на религию ("попробуй убивать, оправдываясь религией, в которой лишь 2 заповеди: уважай ближних и убивать плохо"). Взлольнула, когда при перепрохождении услышала как Джеспар БЕЗ ИРОНИИ охарактеризовал его как приятного мужичка, которого хранители "лайк хэвинг эраунд". А ПОТОМ ЗАДУМАЛАСЬ А ЧЕГО СОБСТВЕННО ИМ НЕ ЛАЙК ХЭВИНГ ЕГО ЭРАУНД - ну да, тралит он их, с говном их веру и "святость" мешает, но пользы очевидно приносит намного больше, так что да! Вери лайкабл гай индид :3 А еще его отношения с Джеспаром это сценарий для ситкома, они идеальны. А еще, он постоянно коверкает имена, как бы намекая, насколько он cares, что еще плюс 10 к харизме. И когда он конечно же полез в этот ебаный храм поперёк батьки, увидел ПРАВДУ, слегка поехал кукушкой и напал на гг - ЭТА БЫЛА БОЛЬ БЛЯДЬ. Особенно херово, когда после финала понимаешь, ЧТО он там увидел и почему так себя вел, что аж бля хочется при реплее отдаться ему и его огненным шарам, чтобы всю эту телегу свернуть и прекратить цикл прям там
Еще там была замечательнаяЛашиЛишари, многослойно неоднозначные Арантеаль с Юсланом, ТА ВЕДЬМА С КАРТИНАМИ, Папочка (о котором я тоже попизжу позже, потому что это отдельная тема), Ринеас (та же тема что и с Папочкой), Эйджед мэн ииииииии.....
Джеспар
Естественно отдельным пунктом, потому что он заслуживает отдельной оды.
Он потрясающий. Он как раз аватар того живого, настоящего персонажа, о котором я говорила в начале. Он авантюрист и приключенец, мальчик из знатной семьи, которому по праву рождения было уготовано занимать руководящие посты, быть сурьезным и уважаемым дяденькой и смотреть на других, как на говно. ОДНАКОСЬ в рот он ебал все эти касты: он наемничает, курит траву и ебет шлюх себе в удовольствие. У него перебили всю семью (почти), в нем сидит глубоко зарытое чувство вины размером с мирада, у него daddy issues и вообще много разных issues, ПРИ ЭТОМ он - воплощение бешеного обаяния, живого ума (и эрудиции без намеков на высокомерие) и жизнелюбия. Он любит таверны, хорошую трубку и хорошую денежку, он не геройствует и трезво оценивает свои шансы, он говорит, что все люди эгоисты и что в конце концов все хотят одного и того же - быть счастливыми. Он юморной и легкий, но совсем не поверхностный, он постоянно интересуется приключениями и состоянием гг, он не верит в ту ЛЮБОФЬ о которой поют в песнях - "вечная любовь? как я могу обещать, что никогда не захочу кого-то другого? дай человеку свободу, он останется с тобой, если то, что между вами - настоящее, не навешивай на это ярлыки, не говори громких слов и не давай клятв", ПРИ ЭТОМ в конце игры советует гг сбежать с ним в Старсити, ПОНИМАЯ ЧТО НИКОГО КРОМЕ НИХ ДВОИХ НЕ БУДЕТ И ЧТО ОН НИКОГО НИКОГДА КРОМЕ ГГ НЕ УВИДИТ НЕ УСЛЫШИТ НЕ ПОТИСКАЕТ ЗА СИСЬКУ КАК ЭТО ВООБЩЕ НАЗВАТЬ ДЖЕСПАР АААА
У меня есть ваще кое-какие мысли на этот счет, но о них позже, когда буду пиздеть за концовку
Еще необходимо заметить, что Эндерал я скачала, глянув ролик на ютубе с Джеспаром, так что... It all starts witha dream Jespar
И так же как и с Калией, с ним у меня был момент, когда я по-настоящему его полюбила - и это момент в борделе. Объебанный всем чем только можно, в подштанниках и в компании трех шлюх, сочащийся ядом, горечью и ненавистью к себе - когда я увидела его таким, я поняла, что шеф, все пропало. Эта пьяная исповедь была всем. Он не прячется за ухмылкой и отшучиваниями, не пытается казаться лучше и достойней. Он шипит и огрызается, вскрывает перед тобой эти жуткие, годами отравляющие его изнутри воспоминания, говорит, что предает всех, потому что ему насрать на всех, кроме себя - и на сестру, и на любящую его когда-то женщину, и тем более на тебя. И он в этот момент такой настоящий, что становится страшно. Такое выворачивание персонажа, когда вот он - перед тобой, вскрытый, как лягушка на столе вивисектора, и своей исповедью будто орет тебе в лицо, НЕНАВИДЬ МЕНЯ, а ты смотришь на него и понимаешь, что, блядь, попал. В этот момент кстати очень хотелось, чтобы можно было рассказать ему про прошлое гг и то, что не ей вообще судить его и учить, как жить с чувством вины, потому что она сама тот еще косяк.
Кстати квест с его сестрой был СОУ ВЕРИ МАЧ ИНТЕНС. Я ПЕРЕИГРЫВАЛА МОМЕНТ В КУСТАХ РАЗА 3 В НАДЕЖДЕ ЧТО ЭТО Я ЧТОТО СДЕЛАЛА НЕ ТАК ПОТОМ ХОТЕЛА УЖЕ ЗАГРУЗИТЬ СТАРЫЙ СЕЙВ И НЕ ОТПУСКАТЬ ЕГО К НЕЙ ОДНОГО А ПОТОМ ТАКИ ПОШЛА В ГУГЛ. После того, как он заговаривает с гг, мне вообще не хотелось ему говорить, ЧТО ИМЕННО произошло с ним, но игра не дала мне выбора и это меня огорчило. Потому что ну камон, может это я дохуя такая деликатная, ноооо... У чувака сестра поехала кукушкой, возомнила себя Роршахом и хуйнула в него фаерболлом, ты эту самую сестру убил, МОЖЕТ НЕ НУЖНО ДОБИВАТЬ ПАРНЯ РАССКАЗОМ О ТОМ ЧТО ХЭЙ ТВОЯ СЕСТРУХА ТЕБЯ НЕ ПРОСТО ВЫРУБИЛА А МОЧКАНУЛА И ОДНА ЗАГАДОЧНАЯ НЁХ С СИСЬКАМИ ТЕБЯ ОЖИВИЛА И ХЗ ЧТО ТЫ ТЕПЕРЬ ТАКОЕ НО ТЫ НЕ ДЕРЖИСЬ ТАМ)0000??? Его реакция вообще была намного спокойней и адекватней ожидаемой мной. Ну, не зря ж люблю его <3
А как он заботится и переживает за гг после корабля? ааааввв ебало просто трескалось от умиления от всех этих мелочей вроде "it's the most beautiful thing I've ever seen. No offence", или как он подбежал к гг после приземления в капсулах, А ЭТО ЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЕ УСКАКАТЬ НА ДРУГОЙ КОНЕЦ СВЕТА СТРОИТЬ НОВЫЙ МИР В НЕИЗВЕСТНЫХ ЗЕМЛЯХ ААААВВВВВ:
- Ты таки романтик, я так и знала!
- И ты это любишь :>
ААААВОПРВАЛПОТВАДПОКУДОЩЩЩЩЩЩЩ
Это было чудесно короче. Джеспар для меня - душа Эндерала, без него все конечно было бы все равно круто, но именно благодаря нему я так сильно прикипела к миру, и выбрала именно ту концовку, которая для меня является каноном
А еще, у него прекрасная, авантюрно-приключенческая тема, идеально отражающая его характер:
www.youtube.com/watch?v=d6hMrK1T0Eg&list=PLO_SW...
И ВООБЩЕ как можно не проникнуться чуваком, который бегает за тобой, чикает волков, которые то и дело пытаются тебя сожрать И ПРИ ЭТОМ ТАК ТЕБЕ
Саундрек
Он прекрасен. Бардовские песни - отдельная полка в шкафчике любви, что стоит в моей душе. Рыдала над Winter Sky раз 5. Осты охренительно атмосферные, красивые и прекрасно чувствуют себя в моем плейлисте :3
Ссылочки, чтоб поумирать вместе со мной:
www.youtube.com/playlist?list=PLO_SWCeHcyhItZvz...
www.youtube.com/playlist?list=PLO_SWCeHcyhIexld...
Сны
Обалденная фишка игры. С первой минуты игры нужная атмосфера, вроде няшно и спокойно, НО ЧУВСТВУЕШЬ, ЧТО ЧТО-ТО НЕ ТАК. Если в первом сне сразу пойти налево и пройти за камушки, это что-то СТАНОВИТСЯ НЕСКОЛЬКО ОЧЕВИДНЫМ (там стоят три горящих креста с распятыми на них скелетами - большим, поменьше и детским). Тут щас пойдут спойлеры, так что я просто скажу, что сны тут сделаны охуенно, они напоминают Шепардовские. Но если у Шепа биовары проебали все полимеры и они были просто КОШМАРАМИ ОЩЕНЬ ПЕРЕЖИВАЮЩЕГО ГИБЕЛЬ ЕБАНОГО СПИНОГРЫЗА КОММАНДЕРА ВЕТЕРАНА БОЙНИ НА ТОРФАНЕ, то в Эндерале они очень круто вплетены в сюжет И В НИХ ЕСТЬ СМЫСЛ - я не уверена, что поняла правильно, щас в спойлере свою интерпретацию выдам
Я сны гг понимаю, как давлениежнецов Высших на гг, подталкивание его к выполнению его роли в цикле. Они взяли повторяющийся всю жизнь у гг кошмар и вложили в уста ненавидимого главным героем человека слова-просьбы-приказы, которые, исходящие именно от этого ненавистного человека будут вызывать у гг желание сопротивляться, упрямую убежденность в необходимости костьми лечь, чтобы сделать наоборот, не быть таким, каким хочет Папочка. Папочка говорит - ты не знаешь, что делаешь, ты ошибаешься, остановись, твое место с нами (и это правда так, может, это подсознание гг ему подсказывает, что он мертв, но я хз). Он говорит, ты никчемен, ты беспомощен.
И эта БЕСПОМОЩНОСТЬ, о которой я говорила в абзаце про Калию, идет с нами рука об руку на протяжении всей игры, и еще раньше. Детство гг, оставшееся за кадром - та самая отправная точка, травма-рана, которая ведет его и в итоге приводит к тому кораблю, смерти и обеспечивает выполнение им роли Провидца. Наш гг по сути неудачник, его также как и Джеспара мучает чувство вины - только в случае Джеспара он ненавидит себя за свое безразличие, за то, что сделал и что не захотел сделать, а наш гг ненавидит себя за то, чего НЕ СМОГ сделать. Мы знаем, что Папочка у нас точно был абьюзером, возможно, каннибалом (бывшим? хз. книги про ценность человеческого мяса, где автор сожалеет о запрете жрать людей, нимношка тревожные) и вообще обстановка в семье царила у них не совсем здоровая в принципе, а для воспитания детей тем более. Батя бил жену, подозревал, что детей она нагуляла и вообще был интересной и приятной личностью. Сон, где мы вынуждены сидеть с ним за столом и слушать, как за закрытой дверью он избивает мать, был для меня самым тяжелым, и он опять же демонстрирует нам один из типичных кошмаров - ты хочешь что-то сделать, но ты не можешь пошевелиться, ты беспомощен и бесполезен.
ГГ тогда был ребенком и, учитывая, его ответ Сириусу про культистов, убивших его семью, прямого отношения к гибели семьи не имеет. На реддите я читала теорию, что гг, возможно, сдал отца властям, но культисты пришли в их дом и вместо этого перебили всех. Что возможно, учитывая рассказ Фаерспарка о том, что он видел на родине гг - горящие кресты вдоль дорог, на которых распяты и женщины, и дети, потому что для них не имеет значения пол или возраст, если речь идет об оскорблении их бога. Возможно, эти культисты посчитали, что вся семья каннибалы и поэтому сделали то, что сделали. Может, так и есть,это в принципе объясняет, почему Папочка во сне говорит гг, что это он убил их.
Короче, я щас потихоньку переигрываю, наверняка что-то новое замечу и может че надумаю, но факт в том, что кошмары эти - охуительны. И закрытые комнаты, символизирующие подавленные воспоминания, И ОДНУ ИЗ НИХ ПОСЛЕ ВЫХОДА ДЛС МОЖНО БУДЕТ ОТКРЫТЬ ААААА.
Сны збс, в общем.
Замысел
Еще хотела поговорить про мотивы и вообще существование Высших
Как я поняла посыл - люди эгоистичны и эгоцентричны, ими легко манипулировать, играя на их страхах-мечтах-желаниях, чем Высшие и занимаются в виду невозможности напрямую прийти в Вин и зохавать всех, как Предвестник и ко. Им нужно, чтобы тупые человеки построили Маяк и запустили Очищение. Для этого Высшие отбирают самых поломанных, выебанных жизнью людей, дожидаются, пока те не помрут (может, способствуют этому - с учетом истории гг) и клепают на основе их личностей Бесплотных - аватаров этих людей, но с прокачанными навыками и гипертрофированным тем самым желанием-чувством-помыслом, с которым они делали свой последний вздох, и именно оно будет определять их личность и поступки в дальнейшем. И эти Бесплотные будут движущей силой на пути к Очищению.
Возьмем к примеру Арантеаля. Он был мудаком, одержимым желанием выбиться в люди, стать уважаемым и значимым, и на пути к своей значимости предал женщину, которая любила его и носила его ребенка, самого ребенка и в итоге оказался в казематах, куда его бросил тот самый сын. По молодости он командовал отрядом, который перебил целую деревню (не из желания позверствовать, офкоз, а потому что так получилось) и он после всего (не)пережитого стал вот таким вот лидером, одержимым идеей БОЛЬШЕ НЕ ФЕЙЛИТЬСЯ. Ну и приводит это ровным счетом к тому, чего хотели Высшие - он, заблуждаясь, толком не понимая, что делает, запустил Очищение. Какая тут мораль - сидеть на яйцах и плевать в потолок, когда мир катится в ебеня? Ну чето както не. Может, попридержать свою гордыню и хотелки и не нестись сломя голову выполнять свой план по спасению мира - и фак зэ консеквенсес! - а больше думать? Не совать пальцы в способный уничтожить мир агрегат, к которому у тебя нет инструкции по применению? Или НАПРИМЕР НЕ ПУСКАТЬ НА САМОТЕК ТОТ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ФАКТ ЧТО НЕ ПОСЛЕДНЕГО ЧЕЛОВЕКА В ОРДЕНЕ КОТОРЫЙ ЯВНО БЫЛ ПОУМНЕЕ МНОГИХ И ЗНАЛ ЧТО-ТО ВАЖНОЕ О ВОЗМОЖНОМ ПРЕДАТЕЛЕ ПРОДЫРЯВИЛ МЕЧОМ КТО-ТО ИЗ СВОИХ??? НУ ХЗ. Я для себя поняла всю фейловость Арантеаля так - он слишком хотел to fix this shit (не ради самого мира, надо заметить, а чтобы в своих глазах перестать быть неудачником и говном, чтобы в конце сказать ту_самую_фразу) и был невнимателен, слишком твердолоб и самонадеян. Короче, ну его нахуй, не люблю его х)
Что было для меня самым криповым во всей этой телеге - Красное безумие. Это один из симптомов приближения пиздеца, расстройство психики, при котором человек внизапна становится жутко агрессивен, жесток, неуправляем и творит жуткие зверства, пока его не прибьют. Находятся шибко религиозные и мнительные господа, которые убеждают других, что это де наказание людям за их грехи, народ потихоньку охватывает паника, хтонический ужас и прочие приятности. Что характерно, и наиболее для меня крипово - Красное безумие насылается на человека Высшими, и действует только на того, кто находится в нестабильном состоянии, после какого-то серьезного потрясения, потери близкого и все такое. И это немножко пиздец, если подумать, ведь Высшие без труда могли зохавать, например, Джеспара ииии я только щас подумала, что это годный сюжет для ангстового драббла хаха КОТОРЫЙ Я НИКОГДА НЕ НАПИШУ ПОТОМУ ЧТО И ТАК НАСТРАДАЛАСЬ.
БОЛЬ
И еще немного про беспомощность гг. Он же с самого детства ебаный неудачник
не смог спасти мать и сестренку от уебка-отца и, скорее всего, стал косвенной причиной их жуткой смерти,
не смог спасти (даже не попытался встать, даже слова в его защиту сказать не смог!!!) единственного друга сириуса,
не успел к калии, когда она остается наедине с теми выблядками,
не смог спасти джеспара,
не успел к Лишари,
стал причиной смерти Ринеуса
и это не говоря уже в принципе обо всех неудачах, которые преследуют гг и в которых он в принципе не виноват, вроде вынужденного убийства фаерспарка и кучи предательств, а еще мою гг ненавидят все животные - и даже тот безымянный конь из квеста ринеуса, который стал появляться рядом при фасттревеле (да я скачала мод на фасттревел и не стыжусь этого) НАПАЛ НА НЕЕ И ПЫТАЛСЯ ЗАКУСАТЬ-ПРОБИТЬ ЕЙ ГОЛОВУ КОПЫТАМИ
К СЛОВУ ПРО РИНЕУСА.
Квест с ним стал причиной моих полуночных рыданий и разбил сердце так же беспощадно, как песенка Мордина при излечении генофага. И это учитывая, что Ринеус - ребенок, а детей я люблю немногим больше, чем баб. НО ЕГО КВЕСТ НАСТОЛЬКО ПРЕКРАСЕН ТРАГИЧЕН И ПРАВДИВ ЧТО НЕ МОЖЕТ НЕ РАНИТЬ. ГОСПОДИ ПОЧЕМУ ВСЕ ВСЕГДА ДОЛЖНО БЫТЬ ТАК БЕЗЫСХОДНО И ХУ Е ВО НУ ПО ЧЕ МУ
А еще в игре сюжет местами до боли напоминает Массыч, НО ТУТ ВСЕ СДЕЛАНО НАМНОГО ТОНЬШЕ ГЛУБЖЕ И ИНТЕРЕСНЕЕ И НЕТ ЕБАНОГО КАТАЛИЗАТОРА)0)
А еще в игре все, кто тебе нравится, кроме ЛИ, умрут. И все, кто не нравится - тоже. И я даже не преувеличиваю. Это ли не рецепт идеальной игры
КОНЦОВКИ
В первый раз я выбрала концовку с побегом в Старсити В ЧАСТНОСТИ ПОТОМУ что я была нимношка тупая и думала, что это единственная открывшаяся для меня концовка, поскольку не увидела, что в диалоговом окошке есть стрелочка, намекающая мне на то, что ЕСТЬ ЕЩЕ ОДИН ВАРИАНТ, и для этого мне нужно не крутануть колесико (которое почему-то не листает варианты в диалоге) А НАЖАТЬ НА СТРЕЛОЧКУ СУКА. Но я бы все равно в первый раз выбрала эту концовку, потому что стараюсь избегать уж слишком травмирующих мою психику выборов в играх - ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ПРИ ИГРЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ. Потому что у меня осталась травма после Драгонаги, когда я была юным цветочком и в конце НЕ СТАЛА УГОВАРИВАТЬ АЛИСТЕРА ПЕРЕСПАТЬ С МОРРИГАН КОГДА ОН НАЧАЛ ЛОМАТЬСЯ, подумав, что не хочу принуждать друга к чему-то, как нибудь выкрутимся-выживем без ритуала)0) я поняла, что НИКОГДА ТАК НЕ ОШИБАЛАСЬ когда этот пездюк толкал грустную речь над трупом моей несчастной гг, а В ТОЛПЕ С ГРУСТНОЙ МОРДАХОЙ СТОЯЛ ЗЕВРАН БОЖЕ ДО СИХ ПОР БОЛЬНО
И вот, значит, выбрала я побег, БРОЖУ ПО ХРАМУ. И этот момент, когда играет эта грустно-трагичная музыка, ты видишь последствия этой бойни, все умирают --меня особенно зацепила капитан городской стражи, лежащая около убитого ей мага Коарека (который как мы знаем супесильный и криповый и я забыла его имя кек). И там Калия - господь, этот разговор с ней уничтожил меня, просто уничтожил - и когда тыговоришь ей ВРЕШЬ ЕЙ ей, что еще есть надежда (ПРИ ЭТОМ СОБИРАЯСЬ БЛЯДЬ БРОСИТЬ ВСЕХ ЛЮДЕЙ НАХУЙ И СЪЕБАТЬСЯ С ДЖЕСПАРОМ В СТАРСИТИ), а она, у ми ра я, отвечает, что надежда - это хорошо, что она верит в гг и в то, что он все сделает правильно... Боже, у меня возникло такое отвратительное чувство гадливости к самой себе, что пиздец просто.
И последние фразы Арантеаля -- это контрольный в голову. "Я привел их к свету. Я один". Когда эта фраза, то и дело мелькающая в загрузочных экранах, подписанная - автор неизвестен вдруг НА ПОСЛЕДНИХ МИНУТАХ ИГРЫ обретает смысл, и ты понимаешь что все лидеры на протяжении всех циклов СЧИТАЛИ ИМЕННО ТАК - Я ОДИН, фууухххх. Это было восхитительно. Сценаристы ебаные гении.
И этот сон с исчезающим Джеспаром, стоит тебе к нему приблизиться - тоже не прибавил мне надежды. Будто гг, якобы сломав систему, обманывает сам себя. Вот он, твой человек, совсем рядом, но приблизься - и он тает, как мираж. Так не является ли вся эта концовка миражом, заблуждением гг, что он наебал циклы и сможет все сделать правильно? 50 лет и гг останется один, пока появится новое человечество - пройдут сотни-тысячи лет, и сможет ли он О Д И Н привести их к свету? *да, я сделала это нарочно* Не верю совершенно.
И еще, после этой концовки сразу встало все на свои места с Эйджэд мэном. Он явно такой же пророк из одного из прошлых циклов, который также выбрал съебаться Вина вместе со своей ЛИ - и многого он добился? Страдающий птср после увиденных циклов и умирающих-возносящихся людей, видимо, чтобы помучить себя хуярит криповых кукол (скорее всего из живых людей), замариновал свою несчастную жену в криокапсулу и ДОНАТИТ БЛЯДЬ СЛОВО МЕРТВЕЦА ОЧЕРЕДНОМУ ЛОШКУ-ПРОРОКУ ЧТОБЫ АКТИВИРОВАТЬ ОЧЕРЕДНОЙ БЛЯДЬ ЦИКЛ. Ну заебись, блядь!
И я как подумаю, что я этой концовкой обреку Джеспара либо на смерть в мертвом мире, где единственный живой человек - гг, который тоже не живой, ЛИБО на судьбу жены Эйджэд мэна - мне становится физически дурно. Джеспар, жизнелюбивый Джеспар, который обожает таверны, приключения, дух свободы - вынужден чахнуть в этом постапокалиптическом мире, привязанный к одному человеку... Ой, бля, фи зи чес ки херово становится.
Тот факт, что он сам, в отличие от калии-ли советует гг сбежать в Старсити, делает меня любить его еще сильнее, хотя, казалось бы, сильнее уже некуда. Он блин только о том и говорит, что не хочет быть привязан к кому-то, что любовь - это когда ты каждый день выбираешь быть с этим человеком, а не находишься с ним, потому что когда-то поклялся в любви, И ОН САМ ОДНИМ ПОСТУПКОМ ОБРЕКАЕТ СЕБЯ НА ЖИЗНЬ С ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ. И ведь(в отличие от выбора самопожертвования) не говорит, что любит, зараза - что мне особенно нравится, потому что камон, кому нахуй нужны именно эти три слова, если он уже сказал, что променяет смутную надежду для человечества на жизнь с ней.
И я не знаю, пожалеет ли Джеспар о своем выборе спустя год, месяц или жалеет уже сидя на обрыве, не знаю, скажет ли когда-то об этом гг, и наверно даже думать об этом не хочу, потому что ни за что не допущу такого канона для себя.
Выбор же самопожертвования - совсем другая история. Скорее всего, еще никто не взрывал нахуй целый континент, так что это действительно будет акт с лозунгом "фак зе систем", Калии в глаза смотреть не стыдно, и сон в конце не такой неоднозначный, как при побеге. Герой принимает свою смерть, ломает ту самую модель поведения, к которой, с учетом его детства, его подталкивали Высшие - все время пытаться что-то делать, не быть бесполезным и беспомощным. ГГ понимает, что он может свалить в старсити, может какое-то время жить (может, даже счастливо) с Джеспаром, может (гипотетически) быть заебатым богом для новых людей и выебать Высших - и никогда больше не быть неспособным на что-то повлиять, И ПРИ ЭТОМ, ОСОЗНАВАЯ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ СИЛУ И ВОЗМОЖНОСТЬ НИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ БЫТЬ БЕСПОМОЩНЫМ выбирает пойти против этой движущей им силы, наступить себе-не-позволяющему-опустить-руки на горло и отойти в сторону. Дать шанс кому-то другому. Другим. Moment of lucidity, называет это Джеспар. И эта его речь - точка в истории моей гг, и эта концовка кажется мне каноном хотя бы потому что она предполагает какое-то подведение итогов, эпилог с надеждой, что все было не зря.
Наверняка потом дополню пост рассуждениями о том, что забыла, но пока хватит. Подводя итоги, просто скажу, что Эндерал - потрясающая игра, в которую однозначно стоит сыграть каждому.
ЕСЛИ КТО-ТО ОКАЗАЛСЯ ЗДЕСЬ И УВИДЕЛ ЭТОТ ПОСТ И ВООБЩЕ НЕ ПОНЯЛ ШТО ТУТ ПРОИСХОДИТ ПРОСТО ИДИ ПО ССЫЛКЕ И КАЧАЙ ЭНДЕРАЛ: enderal.com/?lang=ru
СРАЗУ ЗНАЧИЦЦА К ДЕЛУ. Эндерал - это лучшее, что случалось со мной после Возьмака, А МОЯ ЛЮБОВЬ К ВОЗЬМАКУ НЕОБЪЯТНА И НЕОПИСУЕМА ТАК ШТО СУТЬ В ПРИНЦИПЕ ЯСНА И ОБЪЯСНЯТЬ НИЧЕГО НЕ НАДО.
но я все-таки объясню

Короткая справка: Эндерал - с технической стороны мод для Скайрима, который качается БЕСПЛАТНО и ставится на скайримчик, как, собственна, мод. На этом вся принадлежность к Скайриму заканчивается, поскольку вселенная, лор и все такое оригинальное, свежее и сочное. То есть, за рептилоида или котэ не поиграешь, Девятерых нет, даэдра тоже нет, привычных фракций-конфликтов нет, даже Нирна, даже М'Айка Лжеца нет! ЗАТО стража по-прежнему открывает охоту на гг за случайное прикосновение к луковице, валяющейся у кого-то на столе, по-прежнему можно надевать неписям на головы горшки, кастовать заклинания с двух рук,
А еще, как приятные улучшения скайримовских фич, меня порадовали новые разновидности бронек (в том числе куски, а то и сеты взятые из того же Ведьмина), всякие разные статуи, новые анимации ( А ИМЕННО ТАНЦУЮЩИЕ НПС В ТАВЕРНАХ, красивый графений, по-настоящему интересные спутники (ОБА ПОТРЯСАЮЩИЕ И ПРИ ЭТОМ РОМАНСБЛ МЕЖДУ ПРОЧИМ) и шикарные бардовские песни
А ТЕПЕРЬ СЕРЬЕЗНО ОБСТОЯТЕЛЬНО ПРО ТО ПОЧЕМУ Я ТАК ЛЮБЛЮ ЭНДЕРАЛ
Восхитительный сюжет
который очень красиво и правильно подан, напряженность и заинтересованность-заинтригованность нарастает с каждым квестом. И вот ты только заглядывал в каждую дырку, чтобы почикать ватиров или половить светлячков, наивно думая, что сначала изучишь мир, пройдешь все сайдики и параллельно не спеша будешь идти по сюжетке, КАК ВДРУГ ИГРА ХВАТАЕТ ТЕБЯ ЗА ГОРЛО И ВОЛОЧИТ ПО СЮЖЕТУ А ТЫ УСПЕВАЕШЬ ТОЛЬКО УВОРАЧИВАТЬСЯ ОТ ХУКОВ-АППЕРКОТОВ И СТАРАЕШЬСЯ НЕ РАЗБИТЬ КОПЧИК НА УХАБАХ ПОТОМУ ЧТО СЮЖЕТ ПОТ РЯ СА Ю ЩИЙ.
Риалли, все эти НЕОЖИДАННЫЕ ПОВОРОТЫ, внезапные откровения, предательства предательства ПРЕДАТЕЛЬСТВА делали мне одновременно очень больно, потому что ах ты пидор я же тебя любила(9, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ БЕЗУМНО ХОРОШО ПОТОМУ ЧТО ЭТО ЭМОЦИИ.
За развязку мейнквеста и концовки я покричу в конце поста, чтоб было логичней
ПЕРСОНАЖИ
Ребята из SureAi не идеализировали их, не поленились прописать им истории и сформировавшиеся в соответствии/вопреки их прошлому характерами. Они такие настоящие и классные, что слушая их, я ловила кайф. Они такие человечные: с недостатками, ошибками, травмами, страхами, и это так прекрасно, господь бог.
Тут я покричу про каждого из моих котиков ПАТАМУ ШТО АЙ ХЭВ ТУ.
Начну с Калии. Не знаю, требуется ли упоминать об этом, НО Я НЕ СЛИШКОМ ЛЮБЛЮ БАБ. И один тот факт, что я так прониклась женским персонажем в игре уже о чем-то да говорит. Когда я встретила Калию, я просто подумала, нуок, она сильная и добрая, типичная девушка-спутница, скучненько, окей. Еще она напомнила мне ту чику из ДАО:Пробуждение, которая присоединяется к гг сначала, но умирает на Посвящении и я нимношка ожидала, что она тож умрет, кек. НО ПОТОМ ты слышишь, как стойко и беззлобно она реагирует на гадости того пидарка-мага (правда, слушая его речи даже мне, человеку не любящему баб и еще не полюбившему калию хотелось подвесить его за яйца), а потом она встречает тебя после того трипа, и это был такой ламповый момент с ней, ЧТО Я НАЧАЛА ПРОНИКАТЬСЯ ЭТОЙ ДЕВОЙ ПОСЛЕ ПЕРВОГО С НЕЙ КВЕСТА ГДЕ ЭТО ВИДАНО. А дальше...
В квесте с черным камнем, на моменте, где нас с ней ВНИЗАПНА разделяет решетка и появляются те уёбки со своими нескрываемыми намерениями изнасиловать сначала калию, а потом заняться гг, и Калия приказывает гг уходить, И НАЧИНАЕТ ИГРАТЬ ЭТА БАТЛ МУЗЫКА, а за стеной ты слышишь крики Калии, НАЧИНАЕТ ТИКАТЬ ТАЙМЕР, А ТУТ ЕБАНЫЕ ПАУКИ, А ТЫ ПЫТАЕШЬСЯ ПРОБИТЬСЯ К НЕЙ ЛЮБОЙ СУКА ЦЕНОЙ И УПАРЫВАЕШЬСЯ ЗЕЛЬЯМИ ЛИХОРАДКА 78 И ЭТА МУЗЫКА И СМЕШКИ ТЕХ УЕБКОВ И КРИКИ КАЛИИ И ТЫ БЕЖИШЬ БЛЯДЬ РУКИ ПОТНЫЕ ВРЕМЯ ИДЕТ ТЫ БЕЖИШЬ И ПРОВАЛИВАЕШЬСЯ СУКА В ПОЛ ИИИИ... И беспомощно стоишь и видишь, как истекает время, и понимаешь, что опоздал, что подвел, что проебался и нихера не смог сделать, и лишь слушаешь, что происходит за стенкой ( эта тема беспомощности красной нитью шла по всему сюжету, и она меня безумно торкнула, и о ней я тоже погорю позже). И вот, ты наконец можешь попасть к калии, и находишь ее среди луж крови, костей и всего этого ужаса, и о боже мой, можешь отнести ее к костру и уложить в спальник. И этот момент - когда ты смотришь на свернувшуюся калачиком Калию, лежащую на теплых шкурах, у костерка в этом тихом уголочке, который ты со своим гг для нее смастерил - бляя, у меня щас комок у горлу подступает и глаза щипит. В этом моменте я влюбилась в Калию. И еще сильнее - в Эндерал. Ну а разговор с умирающей Калией в самом конце игры сломал меня. Когда после него жмешь на нее и получаешь в ответ "Калия не реагирует" - было одной из самых болезненных для меня вещей в Эндерале.
А еще, что меня сначала чутка огорчило, НО ПОТОМ Я ПОДУМАЛА и решила для себя, что это не упущение разрабов, а часть характера Калии - момент с тем, как она реагирует на некоторые фразы гг. Рассказываю. Я выбирала реплики, которыми можно подбодрить, поддержать Калию, говорила что-то типа "я уважаю тебя за то-то, я восхищаюсь такими-то твоими качествами, эй, не грусти, я тебя понимаю, ты не одна, у тебя есть я" и все в этом духе. И может, со мной што-то не так, но совсем не вижу в этих фразах никаких намеков на флирт и тд, НО В ОДИН ПРЕКРАСНЫЙ МОМЕНТ после очередной моей вот такой вот дружеской фразы Калия спрашивает у меня, зачем я говорю ей все эти хорошие-добрые вещи, говоря о том, что она не готова к отношениям. И я такая сижу с еблом кирпичом и не понимаю, что я сделала не так, кек. То есть Калия какие-то совершенно безобидные, совсем без сексуального подтекста реплики воспринимает, как заинтересованность гг в романтических отношениях. И СНАЧАЛА НЕ СКРОЮ Я ПОДУМАЛА ЧТО ЭТО ПРОСТО НЕДОРАБОТКА. Но потом я нахэдканонила себе, что Калия просто никогда не видела к себе хорошего отношения, бескорыстного добра и открытости, и, впервые в сознательном возрасте почувствовав себя объектом этой доброты, дружелюбия и заботы, не знает, как это интерпретировать, и не знает, как себя вести и, побоявшись, что гг вдруг в нее влюбится, сразу же пытается обозначить границы. Короче, Калия прекрасна, люблю ее.
Фаерспарк. Ааа, какой же он охуенный. Ворчливый, саркастичный, едкий пердун, при этом не заносчивый высокомерный гандон, а вполне адекватный окейный дядька с очень понятными и близкими мне взглядами на религию ("попробуй убивать, оправдываясь религией, в которой лишь 2 заповеди: уважай ближних и убивать плохо"). Взлольнула, когда при перепрохождении услышала как Джеспар БЕЗ ИРОНИИ охарактеризовал его как приятного мужичка, которого хранители "лайк хэвинг эраунд". А ПОТОМ ЗАДУМАЛАСЬ А ЧЕГО СОБСТВЕННО ИМ НЕ ЛАЙК ХЭВИНГ ЕГО ЭРАУНД - ну да, тралит он их, с говном их веру и "святость" мешает, но пользы очевидно приносит намного больше, так что да! Вери лайкабл гай индид :3 А еще его отношения с Джеспаром это сценарий для ситкома, они идеальны. А еще, он постоянно коверкает имена, как бы намекая, насколько он cares, что еще плюс 10 к харизме. И когда он конечно же полез в этот ебаный храм поперёк батьки, увидел ПРАВДУ, слегка поехал кукушкой и напал на гг - ЭТА БЫЛА БОЛЬ БЛЯДЬ. Особенно херово, когда после финала понимаешь, ЧТО он там увидел и почему так себя вел, что аж бля хочется при реплее отдаться ему и его огненным шарам, чтобы всю эту телегу свернуть и прекратить цикл прям там
Еще там была замечательная
Джеспар
Естественно отдельным пунктом, потому что он заслуживает отдельной оды.
Он потрясающий. Он как раз аватар того живого, настоящего персонажа, о котором я говорила в начале. Он авантюрист и приключенец, мальчик из знатной семьи, которому по праву рождения было уготовано занимать руководящие посты, быть сурьезным и уважаемым дяденькой и смотреть на других, как на говно. ОДНАКОСЬ в рот он ебал все эти касты: он наемничает, курит траву и ебет шлюх себе в удовольствие. У него перебили всю семью (почти), в нем сидит глубоко зарытое чувство вины размером с мирада, у него daddy issues и вообще много разных issues, ПРИ ЭТОМ он - воплощение бешеного обаяния, живого ума (и эрудиции без намеков на высокомерие) и жизнелюбия. Он любит таверны, хорошую трубку и хорошую денежку, он не геройствует и трезво оценивает свои шансы, он говорит, что все люди эгоисты и что в конце концов все хотят одного и того же - быть счастливыми. Он юморной и легкий, но совсем не поверхностный, он постоянно интересуется приключениями и состоянием гг, он не верит в ту ЛЮБОФЬ о которой поют в песнях - "вечная любовь? как я могу обещать, что никогда не захочу кого-то другого? дай человеку свободу, он останется с тобой, если то, что между вами - настоящее, не навешивай на это ярлыки, не говори громких слов и не давай клятв", ПРИ ЭТОМ в конце игры советует гг сбежать с ним в Старсити, ПОНИМАЯ ЧТО НИКОГО КРОМЕ НИХ ДВОИХ НЕ БУДЕТ И ЧТО ОН НИКОГО НИКОГДА КРОМЕ ГГ НЕ УВИДИТ НЕ УСЛЫШИТ НЕ ПОТИСКАЕТ ЗА СИСЬКУ КАК ЭТО ВООБЩЕ НАЗВАТЬ ДЖЕСПАР АААА
У меня есть ваще кое-какие мысли на этот счет, но о них позже, когда буду пиздеть за концовку
Еще необходимо заметить, что Эндерал я скачала, глянув ролик на ютубе с Джеспаром, так что... It all starts with
И так же как и с Калией, с ним у меня был момент, когда я по-настоящему его полюбила - и это момент в борделе. Объебанный всем чем только можно, в подштанниках и в компании трех шлюх, сочащийся ядом, горечью и ненавистью к себе - когда я увидела его таким, я поняла, что шеф, все пропало. Эта пьяная исповедь была всем. Он не прячется за ухмылкой и отшучиваниями, не пытается казаться лучше и достойней. Он шипит и огрызается, вскрывает перед тобой эти жуткие, годами отравляющие его изнутри воспоминания, говорит, что предает всех, потому что ему насрать на всех, кроме себя - и на сестру, и на любящую его когда-то женщину, и тем более на тебя. И он в этот момент такой настоящий, что становится страшно. Такое выворачивание персонажа, когда вот он - перед тобой, вскрытый, как лягушка на столе вивисектора, и своей исповедью будто орет тебе в лицо, НЕНАВИДЬ МЕНЯ, а ты смотришь на него и понимаешь, что, блядь, попал. В этот момент кстати очень хотелось, чтобы можно было рассказать ему про прошлое гг и то, что не ей вообще судить его и учить, как жить с чувством вины, потому что она сама тот еще косяк.
Кстати квест с его сестрой был СОУ ВЕРИ МАЧ ИНТЕНС. Я ПЕРЕИГРЫВАЛА МОМЕНТ В КУСТАХ РАЗА 3 В НАДЕЖДЕ ЧТО ЭТО Я ЧТОТО СДЕЛАЛА НЕ ТАК ПОТОМ ХОТЕЛА УЖЕ ЗАГРУЗИТЬ СТАРЫЙ СЕЙВ И НЕ ОТПУСКАТЬ ЕГО К НЕЙ ОДНОГО А ПОТОМ ТАКИ ПОШЛА В ГУГЛ. После того, как он заговаривает с гг, мне вообще не хотелось ему говорить, ЧТО ИМЕННО произошло с ним, но игра не дала мне выбора и это меня огорчило. Потому что ну камон, может это я дохуя такая деликатная, ноооо... У чувака сестра поехала кукушкой, возомнила себя Роршахом и хуйнула в него фаерболлом, ты эту самую сестру убил, МОЖЕТ НЕ НУЖНО ДОБИВАТЬ ПАРНЯ РАССКАЗОМ О ТОМ ЧТО ХЭЙ ТВОЯ СЕСТРУХА ТЕБЯ НЕ ПРОСТО ВЫРУБИЛА А МОЧКАНУЛА И ОДНА ЗАГАДОЧНАЯ НЁХ С СИСЬКАМИ ТЕБЯ ОЖИВИЛА И ХЗ ЧТО ТЫ ТЕПЕРЬ ТАКОЕ НО ТЫ НЕ ДЕРЖИСЬ ТАМ)0000??? Его реакция вообще была намного спокойней и адекватней ожидаемой мной. Ну, не зря ж люблю его <3
А как он заботится и переживает за гг после корабля? ааааввв ебало просто трескалось от умиления от всех этих мелочей вроде "it's the most beautiful thing I've ever seen. No offence", или как он подбежал к гг после приземления в капсулах, А ЭТО ЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЕ УСКАКАТЬ НА ДРУГОЙ КОНЕЦ СВЕТА СТРОИТЬ НОВЫЙ МИР В НЕИЗВЕСТНЫХ ЗЕМЛЯХ ААААВВВВВ:
- Ты таки романтик, я так и знала!
- И ты это любишь :>
ААААВОПРВАЛПОТВАДПОКУДОЩЩЩЩЩЩЩ
Это было чудесно короче. Джеспар для меня - душа Эндерала, без него все конечно было бы все равно круто, но именно благодаря нему я так сильно прикипела к миру, и выбрала именно ту концовку, которая для меня является каноном
А еще, у него прекрасная, авантюрно-приключенческая тема, идеально отражающая его характер:
www.youtube.com/watch?v=d6hMrK1T0Eg&list=PLO_SW...
И ВООБЩЕ как можно не проникнуться чуваком, который бегает за тобой, чикает волков, которые то и дело пытаются тебя сожрать И ПРИ ЭТОМ ТАК ТЕБЕ

Саундрек
Он прекрасен. Бардовские песни - отдельная полка в шкафчике любви, что стоит в моей душе. Рыдала над Winter Sky раз 5. Осты охренительно атмосферные, красивые и прекрасно чувствуют себя в моем плейлисте :3
Ссылочки, чтоб поумирать вместе со мной:
www.youtube.com/playlist?list=PLO_SWCeHcyhItZvz...
www.youtube.com/playlist?list=PLO_SWCeHcyhIexld...
Сны
Обалденная фишка игры. С первой минуты игры нужная атмосфера, вроде няшно и спокойно, НО ЧУВСТВУЕШЬ, ЧТО ЧТО-ТО НЕ ТАК. Если в первом сне сразу пойти налево и пройти за камушки, это что-то СТАНОВИТСЯ НЕСКОЛЬКО ОЧЕВИДНЫМ (там стоят три горящих креста с распятыми на них скелетами - большим, поменьше и детским). Тут щас пойдут спойлеры, так что я просто скажу, что сны тут сделаны охуенно, они напоминают Шепардовские. Но если у Шепа биовары проебали все полимеры и они были просто КОШМАРАМИ ОЩЕНЬ ПЕРЕЖИВАЮЩЕГО ГИБЕЛЬ ЕБАНОГО СПИНОГРЫЗА КОММАНДЕРА ВЕТЕРАНА БОЙНИ НА ТОРФАНЕ, то в Эндерале они очень круто вплетены в сюжет И В НИХ ЕСТЬ СМЫСЛ - я не уверена, что поняла правильно, щас в спойлере свою интерпретацию выдам
Я сны гг понимаю, как давление
И эта БЕСПОМОЩНОСТЬ, о которой я говорила в абзаце про Калию, идет с нами рука об руку на протяжении всей игры, и еще раньше. Детство гг, оставшееся за кадром - та самая отправная точка, травма-рана, которая ведет его и в итоге приводит к тому кораблю, смерти и обеспечивает выполнение им роли Провидца. Наш гг по сути неудачник, его также как и Джеспара мучает чувство вины - только в случае Джеспара он ненавидит себя за свое безразличие, за то, что сделал и что не захотел сделать, а наш гг ненавидит себя за то, чего НЕ СМОГ сделать. Мы знаем, что Папочка у нас точно был абьюзером, возможно, каннибалом (бывшим? хз. книги про ценность человеческого мяса, где автор сожалеет о запрете жрать людей, нимношка тревожные) и вообще обстановка в семье царила у них не совсем здоровая в принципе, а для воспитания детей тем более. Батя бил жену, подозревал, что детей она нагуляла и вообще был интересной и приятной личностью. Сон, где мы вынуждены сидеть с ним за столом и слушать, как за закрытой дверью он избивает мать, был для меня самым тяжелым, и он опять же демонстрирует нам один из типичных кошмаров - ты хочешь что-то сделать, но ты не можешь пошевелиться, ты беспомощен и бесполезен.
ГГ тогда был ребенком и, учитывая, его ответ Сириусу про культистов, убивших его семью, прямого отношения к гибели семьи не имеет. На реддите я читала теорию, что гг, возможно, сдал отца властям, но культисты пришли в их дом и вместо этого перебили всех. Что возможно, учитывая рассказ Фаерспарка о том, что он видел на родине гг - горящие кресты вдоль дорог, на которых распяты и женщины, и дети, потому что для них не имеет значения пол или возраст, если речь идет об оскорблении их бога. Возможно, эти культисты посчитали, что вся семья каннибалы и поэтому сделали то, что сделали. Может, так и есть,это в принципе объясняет, почему Папочка во сне говорит гг, что это он убил их.
Короче, я щас потихоньку переигрываю, наверняка что-то новое замечу и может че надумаю, но факт в том, что кошмары эти - охуительны. И закрытые комнаты, символизирующие подавленные воспоминания, И ОДНУ ИЗ НИХ ПОСЛЕ ВЫХОДА ДЛС МОЖНО БУДЕТ ОТКРЫТЬ ААААА.
Сны збс, в общем.
Замысел
Еще хотела поговорить про мотивы и вообще существование Высших
Как я поняла посыл - люди эгоистичны и эгоцентричны, ими легко манипулировать, играя на их страхах-мечтах-желаниях, чем Высшие и занимаются в виду невозможности напрямую прийти в Вин и зохавать всех, как Предвестник и ко. Им нужно, чтобы тупые человеки построили Маяк и запустили Очищение. Для этого Высшие отбирают самых поломанных, выебанных жизнью людей, дожидаются, пока те не помрут (может, способствуют этому - с учетом истории гг) и клепают на основе их личностей Бесплотных - аватаров этих людей, но с прокачанными навыками и гипертрофированным тем самым желанием-чувством-помыслом, с которым они делали свой последний вздох, и именно оно будет определять их личность и поступки в дальнейшем. И эти Бесплотные будут движущей силой на пути к Очищению.
Возьмем к примеру Арантеаля. Он был мудаком, одержимым желанием выбиться в люди, стать уважаемым и значимым, и на пути к своей значимости предал женщину, которая любила его и носила его ребенка, самого ребенка и в итоге оказался в казематах, куда его бросил тот самый сын. По молодости он командовал отрядом, который перебил целую деревню (не из желания позверствовать, офкоз, а потому что так получилось) и он после всего (не)пережитого стал вот таким вот лидером, одержимым идеей БОЛЬШЕ НЕ ФЕЙЛИТЬСЯ. Ну и приводит это ровным счетом к тому, чего хотели Высшие - он, заблуждаясь, толком не понимая, что делает, запустил Очищение. Какая тут мораль - сидеть на яйцах и плевать в потолок, когда мир катится в ебеня? Ну чето както не. Может, попридержать свою гордыню и хотелки и не нестись сломя голову выполнять свой план по спасению мира - и фак зэ консеквенсес! - а больше думать? Не совать пальцы в способный уничтожить мир агрегат, к которому у тебя нет инструкции по применению? Или НАПРИМЕР НЕ ПУСКАТЬ НА САМОТЕК ТОТ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ФАКТ ЧТО НЕ ПОСЛЕДНЕГО ЧЕЛОВЕКА В ОРДЕНЕ КОТОРЫЙ ЯВНО БЫЛ ПОУМНЕЕ МНОГИХ И ЗНАЛ ЧТО-ТО ВАЖНОЕ О ВОЗМОЖНОМ ПРЕДАТЕЛЕ ПРОДЫРЯВИЛ МЕЧОМ КТО-ТО ИЗ СВОИХ??? НУ ХЗ. Я для себя поняла всю фейловость Арантеаля так - он слишком хотел to fix this shit (не ради самого мира, надо заметить, а чтобы в своих глазах перестать быть неудачником и говном, чтобы в конце сказать ту_самую_фразу) и был невнимателен, слишком твердолоб и самонадеян. Короче, ну его нахуй, не люблю его х)
Что было для меня самым криповым во всей этой телеге - Красное безумие. Это один из симптомов приближения пиздеца, расстройство психики, при котором человек внизапна становится жутко агрессивен, жесток, неуправляем и творит жуткие зверства, пока его не прибьют. Находятся шибко религиозные и мнительные господа, которые убеждают других, что это де наказание людям за их грехи, народ потихоньку охватывает паника, хтонический ужас и прочие приятности. Что характерно, и наиболее для меня крипово - Красное безумие насылается на человека Высшими, и действует только на того, кто находится в нестабильном состоянии, после какого-то серьезного потрясения, потери близкого и все такое. И это немножко пиздец, если подумать, ведь Высшие без труда могли зохавать, например, Джеспара ииии я только щас подумала, что это годный сюжет для ангстового драббла хаха КОТОРЫЙ Я НИКОГДА НЕ НАПИШУ ПОТОМУ ЧТО И ТАК НАСТРАДАЛАСЬ.
БОЛЬ
И еще немного про беспомощность гг. Он же с самого детства ебаный неудачник
не смог спасти мать и сестренку от уебка-отца и, скорее всего, стал косвенной причиной их жуткой смерти,
не смог спасти (даже не попытался встать, даже слова в его защиту сказать не смог!!!) единственного друга сириуса,
не успел к калии, когда она остается наедине с теми выблядками,
не смог спасти джеспара,
не успел к Лишари,
стал причиной смерти Ринеуса
и это не говоря уже в принципе обо всех неудачах, которые преследуют гг и в которых он в принципе не виноват, вроде вынужденного убийства фаерспарка и кучи предательств, а еще мою гг ненавидят все животные - и даже тот безымянный конь из квеста ринеуса, который стал появляться рядом при фасттревеле (да я скачала мод на фасттревел и не стыжусь этого) НАПАЛ НА НЕЕ И ПЫТАЛСЯ ЗАКУСАТЬ-ПРОБИТЬ ЕЙ ГОЛОВУ КОПЫТАМИ
К СЛОВУ ПРО РИНЕУСА.
Квест с ним стал причиной моих полуночных рыданий и разбил сердце так же беспощадно, как песенка Мордина при излечении генофага. И это учитывая, что Ринеус - ребенок, а детей я люблю немногим больше, чем баб. НО ЕГО КВЕСТ НАСТОЛЬКО ПРЕКРАСЕН ТРАГИЧЕН И ПРАВДИВ ЧТО НЕ МОЖЕТ НЕ РАНИТЬ. ГОСПОДИ ПОЧЕМУ ВСЕ ВСЕГДА ДОЛЖНО БЫТЬ ТАК БЕЗЫСХОДНО И ХУ Е ВО НУ ПО ЧЕ МУ
А еще в игре сюжет местами до боли напоминает Массыч, НО ТУТ ВСЕ СДЕЛАНО НАМНОГО ТОНЬШЕ ГЛУБЖЕ И ИНТЕРЕСНЕЕ И НЕТ ЕБАНОГО КАТАЛИЗАТОРА)0)
А еще в игре все, кто тебе нравится, кроме ЛИ, умрут. И все, кто не нравится - тоже. И я даже не преувеличиваю. Это ли не рецепт идеальной игры

КОНЦОВКИ
В первый раз я выбрала концовку с побегом в Старсити В ЧАСТНОСТИ ПОТОМУ что я была нимношка тупая и думала, что это единственная открывшаяся для меня концовка, поскольку не увидела, что в диалоговом окошке есть стрелочка, намекающая мне на то, что ЕСТЬ ЕЩЕ ОДИН ВАРИАНТ, и для этого мне нужно не крутануть колесико (которое почему-то не листает варианты в диалоге) А НАЖАТЬ НА СТРЕЛОЧКУ СУКА. Но я бы все равно в первый раз выбрала эту концовку, потому что стараюсь избегать уж слишком травмирующих мою психику выборов в играх - ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ПРИ ИГРЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ. Потому что у меня осталась травма после Драгонаги, когда я была юным цветочком и в конце НЕ СТАЛА УГОВАРИВАТЬ АЛИСТЕРА ПЕРЕСПАТЬ С МОРРИГАН КОГДА ОН НАЧАЛ ЛОМАТЬСЯ, подумав, что не хочу принуждать друга к чему-то, как нибудь выкрутимся-выживем без ритуала)0) я поняла, что НИКОГДА ТАК НЕ ОШИБАЛАСЬ когда этот пездюк толкал грустную речь над трупом моей несчастной гг, а В ТОЛПЕ С ГРУСТНОЙ МОРДАХОЙ СТОЯЛ ЗЕВРАН БОЖЕ ДО СИХ ПОР БОЛЬНО
И вот, значит, выбрала я побег, БРОЖУ ПО ХРАМУ. И этот момент, когда играет эта грустно-трагичная музыка, ты видишь последствия этой бойни, все умирают --меня особенно зацепила капитан городской стражи, лежащая около убитого ей мага Коарека (который как мы знаем супесильный и криповый и я забыла его имя кек). И там Калия - господь, этот разговор с ней уничтожил меня, просто уничтожил - и когда ты
И последние фразы Арантеаля -- это контрольный в голову. "Я привел их к свету. Я один". Когда эта фраза, то и дело мелькающая в загрузочных экранах, подписанная - автор неизвестен вдруг НА ПОСЛЕДНИХ МИНУТАХ ИГРЫ обретает смысл, и ты понимаешь что все лидеры на протяжении всех циклов СЧИТАЛИ ИМЕННО ТАК - Я ОДИН, фууухххх. Это было восхитительно. Сценаристы ебаные гении.
И этот сон с исчезающим Джеспаром, стоит тебе к нему приблизиться - тоже не прибавил мне надежды. Будто гг, якобы сломав систему, обманывает сам себя. Вот он, твой человек, совсем рядом, но приблизься - и он тает, как мираж. Так не является ли вся эта концовка миражом, заблуждением гг, что он наебал циклы и сможет все сделать правильно? 50 лет и гг останется один, пока появится новое человечество - пройдут сотни-тысячи лет, и сможет ли он О Д И Н привести их к свету? *да, я сделала это нарочно* Не верю совершенно.
И еще, после этой концовки сразу встало все на свои места с Эйджэд мэном. Он явно такой же пророк из одного из прошлых циклов, который также выбрал съебаться Вина вместе со своей ЛИ - и многого он добился? Страдающий птср после увиденных циклов и умирающих-возносящихся людей, видимо, чтобы помучить себя хуярит криповых кукол (скорее всего из живых людей), замариновал свою несчастную жену в криокапсулу и ДОНАТИТ БЛЯДЬ СЛОВО МЕРТВЕЦА ОЧЕРЕДНОМУ ЛОШКУ-ПРОРОКУ ЧТОБЫ АКТИВИРОВАТЬ ОЧЕРЕДНОЙ БЛЯДЬ ЦИКЛ. Ну заебись, блядь!
И я как подумаю, что я этой концовкой обреку Джеспара либо на смерть в мертвом мире, где единственный живой человек - гг, который тоже не живой, ЛИБО на судьбу жены Эйджэд мэна - мне становится физически дурно. Джеспар, жизнелюбивый Джеспар, который обожает таверны, приключения, дух свободы - вынужден чахнуть в этом постапокалиптическом мире, привязанный к одному человеку... Ой, бля, фи зи чес ки херово становится.
Тот факт, что он сам, в отличие от калии-ли советует гг сбежать в Старсити, делает меня любить его еще сильнее, хотя, казалось бы, сильнее уже некуда. Он блин только о том и говорит, что не хочет быть привязан к кому-то, что любовь - это когда ты каждый день выбираешь быть с этим человеком, а не находишься с ним, потому что когда-то поклялся в любви, И ОН САМ ОДНИМ ПОСТУПКОМ ОБРЕКАЕТ СЕБЯ НА ЖИЗНЬ С ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ. И ведь(в отличие от выбора самопожертвования) не говорит, что любит, зараза - что мне особенно нравится, потому что камон, кому нахуй нужны именно эти три слова, если он уже сказал, что променяет смутную надежду для человечества на жизнь с ней.
И я не знаю, пожалеет ли Джеспар о своем выборе спустя год, месяц или жалеет уже сидя на обрыве, не знаю, скажет ли когда-то об этом гг, и наверно даже думать об этом не хочу, потому что ни за что не допущу такого канона для себя.
Выбор же самопожертвования - совсем другая история. Скорее всего, еще никто не взрывал нахуй целый континент, так что это действительно будет акт с лозунгом "фак зе систем", Калии в глаза смотреть не стыдно, и сон в конце не такой неоднозначный, как при побеге. Герой принимает свою смерть, ломает ту самую модель поведения, к которой, с учетом его детства, его подталкивали Высшие - все время пытаться что-то делать, не быть бесполезным и беспомощным. ГГ понимает, что он может свалить в старсити, может какое-то время жить (может, даже счастливо) с Джеспаром, может (гипотетически) быть заебатым богом для новых людей и выебать Высших - и никогда больше не быть неспособным на что-то повлиять, И ПРИ ЭТОМ, ОСОЗНАВАЯ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ СИЛУ И ВОЗМОЖНОСТЬ НИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ БЫТЬ БЕСПОМОЩНЫМ выбирает пойти против этой движущей им силы, наступить себе-не-позволяющему-опустить-руки на горло и отойти в сторону. Дать шанс кому-то другому. Другим. Moment of lucidity, называет это Джеспар. И эта его речь - точка в истории моей гг, и эта концовка кажется мне каноном хотя бы потому что она предполагает какое-то подведение итогов, эпилог с надеждой, что все было не зря.
Наверняка потом дополню пост рассуждениями о том, что забыла, но пока хватит. Подводя итоги, просто скажу, что Эндерал - потрясающая игра, в которую однозначно стоит сыграть каждому.